• pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic4

Добро пожаловать на сайт конного центра "Воскресение"!

Основное направление нашего центра – реабилитация людей с ограниченными возможностями (в том числе с применением метода иппотерапии). Также в центре проходит начальное обучение верховой езде, конные прогулки. Для частных владельцев мы предлагаем денники в аренду.



3.02.2013

Наталья Волчкова. Иппотерапия 1992.г.

Лошадь... Меня почему-то всегда тянуло к этим грациозным животным. Даже сейчас, я не могу понять, почему? То ли это было про сто любопытство, то ли мне что-то подсказывало, что лошадь, это лекарь. Еще в детстве, в далеких 70-х, когда я была у бабушки в деревне, в Липецкой области, к нам приезжал мой крестный на повозке и он меня всегда катал на ней. Сколько было радости от этой езды, а потом, когда он отпускал лошадь пастись, я просто любовалась на нее. Мне очень хотелось подойти к ней, погладить, но мне не разрешали этого делать, боялись, а вдруг укусит. И мне оставалось только мечтать, что я когда-то смогу хотя бы посидеть верхом на лошади. Это была моя розовая, и как мне казалось, несбыточная мечта.



Плац в Царицыно в начале 2000-ых. Фото из интернета.
И вот в 1992 году я приезжаю в Центр реабилитации децепешников, что в Царицыне и узнаю, что появилась новая, как бы пробная процедура (тогда она называлась хиппотерапия), и несколько человек уже ездят в Царицынский парк заниматься. Ох, и ёкнуло мое сердечко, а я. Вот исполнение моей мечты. Но когда я обратилась с просьбой к своему врачу, чтобы мне тоже назначили эту процедуру, мне сказали, что группа уже набрана, и что там занимаются люди с более легкой формой заболевания, потому что нужно ехать на общественном транспорте. Я, конечно, очень огорчилась, но через какое-то время нескольких людей из этой группы выписали, и на их место можно было взять других. И как-то получилось, что дали свой транспорт и смогли поехать все желающие, разумеется, кто самостоятельно передвигается. Набралось нас человек 8, из примерно ста человек находящихся в этом Центре на лечении. И вот мы приехали в Царицынский парк, у всех, кто уже занимался, были свои лошади и коне воды, они уехали. Подошла очередь нас, новичков. Но, несмотря на мое огромное желание сесть на лошадь, у меня был огромный СТРАХ, как я смогу удержаться, когда нет твердой опоры, к которой я привыкла. Двое из нас, видимо они были посмелее, сели и уехали, нас осталось двое. И вдруг выводят серую лошадь в яблоках с белыми гривой и хвостом, я смотрела на нее как завороженная, с такой красоты упасть просто невозможно. Когда я впервые села на лошадь, было ощущение высоты, близкой к парению, само восприятие окружающего стало как бы острее, да во всем организме было какое-то необычное чувство, чувство легкого напряжения, не того напряжения, которое сковывает, а наоборот, чувство свободы. Каждая мышца, как цветок, сжатый в тугой бутон, начала раскрываться. К месту занятий всех повели по асфальтовой дорожке, а меня почему-то напрямик, по кочкам и канавам. Ну, лошадь, конечно, то вверх, то вниз, не знаю, как, но я удержалась, и все равно, моему восторгу не было придела. Я не знаю, что обо мне подумал коневод, но своих эмоций сдерживать я просто не могла. Это такое необычное чувство, я даже не знаю с чем это сравнить. Ведь под тобой не какой-то тренажер, а живое существо, я испытывала какое-то необычное чувство движения, вроде ты сама не идешь, но каждая мышца как бы работает, нет пассивности, как при других способах езда на, будем говорить, неодушевленных предметах. А вокруг была такая красота, золотая осень, было начало октября, царицынский парк и я на лошади.

Пришли мы на небольшой круг и там мы ездили друг за другом. Я уже не помню, что мы делали, но чувство какого-то как бы парения и высоты, во мне живет до сих пор. Даже сейчас, уже имея некоторый опыт езды, в глубине души я все равно испытываю чувство какой-то необычности и благоговения от того, что я все-таки смогла, не смотря не на что, ездить на этих удивительных животных.

Я не заметила, как пролетело время занятия, обратно я уже ехала по асфальту, цокот копыт, это было так грациозно. Сойдя с лошади, я вдруг почувствовала такую легкость, спастика, особенно в ногах, ушла, а походка стала такой легкой, мне показалось, что до машины я просто летела.

Битца 1992.г. Фото из интернета.

Больше в Царицынский парк на занятия мне съездить не удалось. «Костяк» этой группы выписали, а на их место никого не брали, и группа распалась. А незадолго до моей выписки, хиппотерапия стала как бы официальной процедурой, и появился, вернее, появилась инструктор. И будут набираться две группы по шесть человек каждая, но занятия должны проходить не в парке, под открытым небом, а на Битцивском ипподроме в манеже, раз в неделю каждая группа. Меня в эти группы зачислять не хотели, потому что до выписки мне осталось недели три, но раза два я все же успела бы съездить. Мне очень хотелось испытать хотя бы еще раз то чувство необычного движения, когда ты сидишь верхом, и ту легкость, которую я ощутила после спешивания. И я все же добилась, что бы мне назначили эту процедуру. Пройдя все обследования, мне дали «добро». В Битцах для занятий нам дали два дня в неделю. Накануне первого у нас был как бы инструктаж, как вести себя с лошадьми, да и вообще на ипподроме. В отличие от Царицынского парка. Битцевский ипподром был довольно далеко, и нас решили возить на «центровском» микроавтобусе. Сбор у нас был часов в девять. Еще только раздавали завтрак, а мы уже шли вниз к выходу. Вначале нас все встречала удивленным вопросом, а куда это вы в такую рань одетые. Ответ был: едим хипповать, тогда мы это так называли.

Из сопровождающих был только водитель, а инструктор - Света, была уже на ипподроме, одевала лошадей и ждала нас. И вот мы впервые приехали на ипподром, к месту занятий мы шли по центральному коридору, а по оби стороны были коридоры, где стояли лошади. Для занятий нам дали двух лошадей, одна старая, вторая ленивая. Для нас, конечно, это подходило, нам бы хоть на стоящей лошади усидеть, не свалиться. Одна была под седлом, вторая без него, с такими, как бы держалками.

На первом занятии Света нам показывала, как брать повод, где должны быть руки, как держать спину, в каком положении должны быть ноги. Тут я и поняла, что ездить на лошади, именно ездить, а не кататься, очень сложно. От первого занятия зависит очень многое, нужно понять, что ты хочешь, получить просто удовольствие, или пользу. И тут большую роль играет инструктор, если видишь, что он очень заинтересован в твоих успехах, мне кажется, что нужно сделать все, что бы, прежде всего его силы не пропали даром.

Нам отвели одну треть «предбанника» и так как Света была одна, первую лошадь она вела, а вторая шла за ней. На этом занятии мы можно сказать, просто катались. Но потом болело буквально все, каждая мышца, каждый суставчик. У меня была прекрасная массажи стка, и она мне открыла секрет, что после занятия нужно ходить. Меня это выручает до сих пор.
Битца 90-е годы. Фото из интернета.

Наши дни были вторник и пятница, мне до выписки оставалось одно занятие, и я попросилась на вторник. Но я не успевала сделать несколько физиопроцедур, и я попросила лечащего врача дать мне еще хотя бы недельку. Но он меня продлил, аж на три недели.

Со второго занятия мы уже начали делать несложные упражнения. Я сидела в седле со стременами, и тут уже нужно было следить за правильным положением ног, пятку вниз, носок вверх, спина должна быть расслабленная и прямая. Делали упражнения головой.

Были попытки лечь на холку, поднять руки в стороны, и при этом держать равновесие. Первые занятия у нас были минут по 15-20, нагрузка, конечно, была большая, в этот день от всех процедур нас освобождали.

На третьем занятии, как оказалось оно стало для меня очень важным, Света решила позаниматься со мной побольше, т.к. у меня это было предпоследние занятие. Она мне дала такое упражнение, как смещение центра тяжести то в одну, то в другую сторону, я сидела на лошади с держалками, и мы попробовали рысить, устойчивости, конечно, никакой, ну я и свалилась, вернее сползла. Видно лошадь была умная, и, почувствовав, что «чайник» сваливается, остановилась! Но... у меня пропал СТРАХ! И на лошадь тут же я села уже смело, и даже смогла порысить. Вот после рыси, я почувствовала такое сильное расслабление, что в автобусе можно сказать, я просто кайфовала, после стольких лет устойчивого напряжения вдруг хоть немного ощутить, то, в каком состоянии должны находиться мышцы у здорового человека. Во время обеда, у меня была одна мысль, только бы не утонуть в тарелке с супом, так мне хотелось спать. Проспала я часа два, а потом вдруг почувствовала такой прилив сил, и вместе с тем, такую легкость, мне стало легче даже говорить. В это время у меня было два желания: ходить и говорить. Гуляла я до самой темноты. У меня оставалось только одно занятие.

Дня за четыре до выписки, меня смотрел лечащий врач, улучшения, конечно, были очень заметны. Походка стала не такой раскачивающейся и более уверенной, стал тверже и шире шаг, более прямой стала спина, уменьшилась спастика не только в ногах, но и в руках. А буквально накануне моего отъезда был общий обход директора Центра, мой врач рассказал о моей высокой положительной динамике, упомянув, что я занимаюсь хиппотерапией, и довольно успешно. Вердикт директора был: оставить еще на месяц. Забегая вперед, скажу, что от даты моей выписки до Нового года, оставалось чуть больше недели, мне подарили и эту неделю.

И, так, у меня получился двойной курс лечения, вместо положенных двух месяцев, у меня вышло четыре. За это время у меня получилось занятий 10-12, мне удалось «прихватить» 2-3 пятницы, если кто-то не ехал, вместо него ехала я, разве можно упускать такой момент. Эти занятия мне очень много дали, даже в восприятии мира что-то изменилось, появилась еще большая уверенность в себе. А в езде на лошади я стала совершенствоваться. Помимо упражнений, таких как, повороты головы и туловища, наклоны вперед, смещения центра тяжести (кстати, это упражнение мне очень помогло при езде в транспорте, когда на поворотах всех сидящих «штормит», я сижу уверенно), лечь на холку, затем на круп лошади, я научилась немного управлять лошадью. Останавливать, посылать, менять направление, хотя с большим напряжением и трудом, рысить. Рысить я могла, только держась за сиделку, я так крепко за них держалась, что на следующий день болели руки. Сидя на лошади, осанка стала ровной, те, кто меня видел, говорили, что появилась какая-то грация, меня даже прозвали амазонкой.

Приехав домой, я конечно много рассказывала об этой новой процедуре своим родителям и близким родным. Мне очень хотелось поделиться, прежде всего, своими эмоциями, и я видела, что в мои рассказы, они верят с трудом, но заметив мои улучшения, поверить им все же пришлось. Мама слушала меня с небольшим испугом, особенно тот момент, когда я свалилась с лошади, но видя, что игра стоит свеч, успокоилась. И когда в следующий раз я поехала в Царицыно, уже воспринимала это, как обычную процедуру. Но для меня хиппотерапия, как бы рядовой процедурой никогда не была, для меня это всегда какой-то праздник, наверное из-за своей какой-то необычности и новизны. Ведь она проходила не в стенах, того учреждения, где мы находились, а нужно было куда-то ехать. Да и сама лошадь, это не тренажер, пусть даже самый навороченный, ведь его составляющие почти одни и те же, металл, пластик, резина или кожа. Я конечно, ни в коем случае не хочу отвергать важности тренажеров, прежде всего, из-за их доступности, но там все просто и понятно, даже монотонно, почти никаких неожиданностей. А лошадь, даже самая старая и ленивая, живое существо, имеющее свой характер, свои повадки и капризы, ее поведение предугадать просто невозможно, может выкинуть такую кадриль, мало не покажется и всегда нужно быть начеку. Со мной это было, во время занятия, когда я уже сама немного управляла лошадью, она чего-то испугавшись, стала как бы танцевать. Я попробовала не испугаться, получилось, но для моего опыта, это был неоценимый урок, я научилась концентрировать свое внимание, и во время опасности, как бы группироваться, чтобы по возможности удержаться на коне и стать хозяином положения.

Еще дважды находясь на лечении в Центре, мне назначали хиппотерапию безоговорочно. Ведь она повышала эффективность обычных процедур. За давностью лет, каждого занятия в отдельности, я уже не помню, да и это, я думаю, и не надо, слишком много времени это займет, но о моем последнем занятии мне все же хочется вспомнить. Шла последняя неделя моего пребывания в Центре, в свой день, во вторник, я в последний раз съездила на ипподром, попрощалась с лошадьми, и вдруг мне улыбается случай, поехать еще раз. У меня был такой подьем всех моих сил, что Света видя меня в таком радостном состоянии, предложила мне попробовать галоп, отказаться от этого было выше моих сил, и я не пожалела, что согласилась. Это чувство еще сложнее объяснить, чем то, когда я впервые села на лошадь, если там было парение, то это был полет.

Наталья смогла вновь вернуться к лошадям только в 2010.г. Она приехала в Конный Центр "Воскресение" вместе с группой из центра реабилитации «Меридиан». Из-за большого перерыва ей пришлось снова начинать с нуля, но любовь Натальи к лошадям, пронесенная через годы, помогла ей справится с трудностями. О занятиях Натальи в нашем Центре вы можете прочитать в следующих её статьях. (прим. ред.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий